Фонд социального страхования (ФСС) – образованный в 1991 г. государственный внебюджетный фонд, курирующий вопросы обязательного госстрахования от потери трудоспособности, несчастных случаев на производстве, обеспечения инвалидов и пр. Сегодня воспользоваться значительной частью услуг Фонда можно через интернет. Сервисы, доступные участникам системы (гражданам и страхователям) онлайн, объединены в функциональное рабочее пространство – личный кабинет ФСС.
Воспользоваться электронными сервисами ФСС можно в браузере с персонального компьютера или мобильных устройств. При этом, для гарантировано корректной работы этих разделов портала в инструкциях пользователя указаны минимальные требования:
- ПК под управлением Windows 7 (x86/x64) SP1.
- Браузеры версий не ниже – IE 9, Google Chrome 19 или Mozilla FireFox 13.
- Вход в личный кабинет ФСС через Госуслуги
- Как зайти в личный кабинет ФСС — подробная инструкция
- Регистрация в личном кабинете ФСС — lk.fss.ru
- Как физическое лицо
- В качестве работодателя — ИП и ООО
- Электронные услуги и сервисы личного кабинета ФСС
- Физического лица — получателя услуг
- Юридического лица – страхователя
Вход в личный кабинет ФСС через Госуслуги
На портале ФСС личный кабинет доступен только владельцам действующей учетной записи ЕСИА. Соответственно, чтобы использовать электронные сервисы Фонда нужно выполнить вход через Госуслуги.
Как зайти в личный кабинет ФСС — подробная инструкция
В отличие от Пенсионного, Фонд социального страхования личный кабинет организовал в виде независимого рабочего пространства на портале fss.ru. Чтобы попасть в него, пользователь:
- Переходит на сайт ФСС по ссылкам lk.fss.ru или cabinets.fss.ru.
- На открывшейся странице выбирает вкладку «Кабинеты».
- Входит, нажав кнопку на баннере «Кабинет получателя услуг» или «Кабинет страхователя».
Происходит переадресация на страницу ЕСИА Единого портала Госуслуг (ЕПГУ). Пользователю предоставляется на выбор два способа прохождения авторизации:
- Заполнить форму входа. В поля вводят логин/пароль аккаунта. Логином служат СНИЛС, e-mail или номер телефона, привязанные к аккаунту системы,
- Использовать для входа носитель с ключами ЭЦП (для владельцев КЭП и УКЭП). Для этого в нижней части формы авторизации выбирают ссылку «Войти с помощью электронной подписи». При выводе запроса подключают носитель с ключами к порту ПК. Далее выбирают сертификат (один из сертификатов, если их несколько) и затем по запросу – ПИН-код подтверждающий использование ключа.
Если проверка авторизационных данных ЕСИА проходит успешно, выполняется обратная переадресация на страницы портала ФСС и автоматический переход в выбранный личный кабинет.
Важное замечание! Все сервисы и функции личного кабинета ФСС становятся доступны только пользователям, имеющим учетную запись ЕПГУ в статусе подтвержденной.
Регистрация в личном кабинете ФСС — lk.fss.ru
Не все пользователи понимают, как зарегистрироваться в личном кабинете ФСС. Поскольку вход выполняется через ЕСИА, проходить регистрацию нужно не на странице сайта ФСС lk.fss.ru, а на ЕПГУ (gosuslugi ru).
Как физическое лицо
Учетные записи пользователей на ЕПГУ получают, в зависимости от способа регистрации, 3 статуса (уровня):
- Упрощенный.
- Стандартный.
- Подтвержденный.
Последовательность регистрации для статуса «Упрощенный»:
- Перейти на https://esia.gosuslugi.ru/registration/. В загрузившейся форме выбрать регистрацию другим способом (не через банк или оффлайн).
- Указать в полях персональные (фамилию, имя) и актуальные контактные (e-mail, мобильный номер российского оператора) данные.
- Получить сообщения с проверочными кодами и использовать последние для подтверждения введенных контактных данных.
При упрощенной регистрации становятся доступны только некоторые функции портала «Госуслуги». С таким уровнем учетной записи невозможно войти в ЛК ФСС.
Стандартный уровень также дает ограниченный, но более широкий доступ к возможностям ЕПГУ. Он предполагает ввод дополнительных данных:
- удостоверения личности (гражданского паспорта);
- СНИЛС.
Для получения статуса «Стандартный» нужно:
- Войти на портал с данными имеющейся упрощенной учетки.
- Перейти в профиль.
- Выбрать вкладку «Мои данные и контакты».
- Заполнить обязательные поля данных.
После проверки введенных сведений системой, уровень аккаунта изменится автоматически, появится дополнительная запись в правой части страницы.
Получение подтвержденной учетной записи
Для получения полнофункциональной учетки ЕСИА и ЕПГУ обязательно подтверждение личности. Пользователь может создать подтвержденный аккаунт несколькими способами:
- Пройти онлайн регистрацию как клиент одного из банков-партнеров системы.
- Зарегистрироваться оффлайн в одном из пунктов обслуживания клиентов.
- Получить любым из доступных способов код подтверждения и внести его в поле на странице с персональными данными на портале.
- Подтвердить личность, используя ЭЦП.
Регистрация клиента банка
Аккаунт со статусом «Подтвержденный» клиенты следующих банков могут получить сразу при прохождении регистрации:
- Сбербанка России;
- Банка Тинькофф;
- Банка Санкт-Петербурга;
- СКБ;
- ВТБ;
- Почта Банка;
- Банка Ак Барс;
- Газэнергобанка;
- ДелоБанка;
- РНКБ;
- ПСБ.
Процедура регистрации включает:
- Переход к регистрационной форме.
- Выбор онлайн способа создания аккаунта через банк.
- Выбор из списка финансовой организации, в которой пользователь обслуживается.
- Пошаговое выполнение действий, прописанных в программе дистанционного банковского обслуживания (ДБО).
Банки пересылают данные действующего клиента через шлюз в базу ЕПГУ, где создается подтвержденная учетная запись.
На заметку! В большинстве финансовых организаций программное обеспечение позволяет создавать новые аккаунты на Госуслугах. Однако некоторые банки, например, Почта Банк, обеспечивают только подтверждение уже имеющейся учетки. В этом случае первоначально следует пройти на портале упрощенную регистрацию и повысить уровень до стандартного.
Оффлайн регистрация
Чтобы зарегистрироваться оффлайн, нужно обратиться в «наземные» пункты обслуживания — МФЦ, территориальные отделения государственных фондов (ПФ РФ, ФСС) или Почты России и заполнить простую анкету. Идентификация личности проводится по гражданскому паспорту и СНИЛС. Специалисты заведут аккаунт и сразу присвоят ему уровень «Подтвержденный».
Код подтверждения
До уровня «Подтвержденный» можно повысить стандартный аккаунт. Для этого на странице профиля во вкладке с персональными и контактными данными нужно ввести проверочный код. Его получают можно:
- онлайн в программах ДБО тех же банков, которые проводят регистрацию;
- оффлайн в пунктах обслуживания;
- заказным письмом через Почту России.
Статус учетки изменится автоматически после проверки кода.
Подтверждение с использованием ЭЦП
Для идентификации личности выполняют:
- Авторизацию с данными стандартной учетной записи.
- Переход на страницу профиля, на вкладку с персональными данными.
- Выбор пункта «Подтвердить личность с помощью КЭП».
- Подключение носителя с ключами электронной подписи.
- Выбор нужного сертификата (если на носителе несколько ключей).
- Ввод ПИН-кода для подтверждения операции.
После проверки статус аккаунта изменится автоматически.
Подтвержденная учетная запись ЕСИА открывает доступ ко всем возможностям портала госуслуг и другим сервисам. Становится доступен и личный кабинет пользователя ФСС.
В качестве работодателя — ИП и ООО
Как и физлица, юридические лица – работодатели (ООО, ОАО, ИП, предприятия других форм) не регистрируются на официальном сайте Фонда соцстрахования. Доступ в личный кабинет ФСС для работодателей они также получают после авторизации через ЕСИА.
Такую учетную запись создает руководитель или уполномоченный представитель компании, имеющий:
- право вести дела от имени компании или подписывать документы без доверенности;
- подтвержденную учетную запись на ЕПГУ;
- электронную подпись (КЭП или УКЭП).
Представитель:
- Авторизуется на портале собственной учетной записью.
- Выбирает в меню услуг регистрацию организации или ИП.
- Подключает носитель с ЭЦП.
- Вводит данные о компании/ИП в регистрационной форме.
- Отправляет их на проверку.
После ее прохождения аккаунт юрлица (ИП) станет доступен. Его наличие обеспечит и доступ к личному кабинету работодателя на сайте ФСС.
Электронные услуги и сервисы личного кабинета ФСС
Личный кабинет (ЛК) ФСС РФ – функциональное рабочее пространство, обеспечивающее прямой онлайн доступ к электронным услугам и сервисам Фонда. Воспользоваться ими могут физлица – участники системы обязательного страхования и работодатели – частные и государственные компании и ИП.
Физического лица — получателя услуг
В личном кабинете получателя услуг ФСС физическим лицам доступны услуги и сервисы:
- Работы с электронными листками нетрудоспособности. У пользователя есть возможность просмотра и поиска открытых и закрытых ЭЛН, их печати. Кроме того, в период эпидемии коронавируса в 2020 -2021 гг. личный кабинет ФСС для больничных листов получил новые функции – подачу дистанционных запросов на формирование и выдачу больничного листа.
- Просмотр начисленных в рамках компетенции ФСС пособий и полученных выплат.
- Сведения для действительных и потенциальных участников программ реабилитации.
- Оформление заявок на получение ТСР (технических средств реабилитации), мониторинг их состояния, прохождения по инстанциям и исполнения.
- Работа с заявками на санаторно-курортное лечение.
- Данные по вопросам оплаты за несчастные случаи и профессиональные заболевания.
- Оформление родовых сертификатов.
Кроме того, пользователи в личном кабинете могут подать запросы по любым направлениям работы ФСС, пройти онлайн запись на прием к специалистам региональных подразделений и головного офиса, узнать телефоны горячей линии для связи с центральными и местными отделениями, получить консультации онлайн от сотрудников техподдержки.
Юридического лица – страхователя
В наборе функций личного кабинета ФСС для страхователей основное место также занимает работа с больничными листами (ЭЛН):
- получение списка закрытых медицинскими учреждениями документов их загрузка и вывод на печать;
- заполнение ЭЛН;
- экспорт сведений в бухгалтерские программы;
- проверка подлинности больничных;
- работа с реестрами ЭЛН.
Кроме этого, ЛК позволяет формировать запросы в Фонд, в том числе для подтверждения основного вида деятельности, и вести обмен документами в электронном виде, проверить ошибки в отчетной документации, получить сведения о выплатах и пособиях, лицах, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и получивших профзаболевания и т.д.